Казалось,что проект строительства НПЗ в нашем районе канул в лету... Ан нет, здесь вам ни тут, дорогие россияни!
----
Теперь отдают сельхозугодья под нефтезавод? Как жить?Автор: nadnyah
Статья из газеты “На Днях” №24(265).
Поздравляем вас уважаемые жители Воскресенского района. Не успели затихнуть страсти по поводу попыток перевода сельхозугодий под коттеджное строительство (на публичных слушаниях 1 октября 2008 года) участков, находящихся в Фаустово (общей площадью 108 гектаров. Материал газеты «На Днях» от 9 октября 2008 г.№ 24.), как редакции нашей газеты стали известны «интересные» факты более одиозных планов передачи земель сельхозназначения, но уже под строительство нефтезавода в деревне Степанщино Воскресенского района! Теперь хозяев подмосковных коттеджей и дач ждут плохие времена. У кого-то под боком появится новый складской комплекс, кому-то доступ к реке перекроет яхт-клуб, а иным достанется завод на месте грибного леса. К строительному буму прибавляется чиновничий. Районные власти спешат распределить участки между инвесторами. Понятно почему. С нового года хозяевами земли станут поселения, такова логика муниципальной реформы. Ничего не поделаешь — типичный последний рывок. Вот только, куда и для кого? Очутиться в городе, в котором не хватает больниц и школ, еще полбеды. Куда хуже — никуда не переезжая, оказаться в промзоне.
Именно это случится с жителями деревни Степанщино. В феврале 2007 года они увидели в местной газете «Наше слово» напечатанное мелким шрифтом сообщение о том, что рядом с ними на землях разорившегося совхоза будет построен нефтеперерабатывающий завод. Для нефтяников место удобное: рядом Новорязанское шоссе, вдоль которого идет нефтепровод, на который и собирается “сесть” НПЗ. Недалеко развязка трассы Москва-Урал и железная дорога. Но местные выгоду инвестора не оценили. Узнав о приезде корреспондента, староста д.Степанщино Татьяна Гнездинова организовала целый митинг. “Рванет так, что вокруг ни одной деревни не останется. Сразу все на воздух взлетит. Нефтепровод и газопровод — все рядом”, — говорит житель соседнего дачного поселка Свистягино Владимир Силин. Ему можно верить: подполковник в отставке, он в свое время тушил пожар на Чернобыльской АЭС. После трагедии чернобыльцам дали участки в зеленой зоне Свистягино, как раз, чтобы поправляли здоровье на свежем воздухе. Перед тем как строиться, все тщательно проверили. “Посмотрели розу ветров, почву — это единственное чистое место здесь”, — говорит Силин. Как только жители окрестных деревень узнали об НПЗ, они сколотили инициативную группу, от имени которой составили письмо главе района Слепцову. Попытки выяснить, почему разрешили строить НПЗ рядом с деревнями и лесным массивом, ни к чему не привели. В районной администрации лишь рассказывают, что Воскресенский нефтеперерабатывающий завод создаст 800 рабочих мест и станет крупным донором для бюджета. “Какие 800 рабочих мест, у нас избирателей по деревням всего 547. Они что, таджиков хотят завезти?” — удивляется староста. Не так давно Воскресенск, который, как и район в целом, возглавляет Слепцов, отнял у Фединского поселения 200 га земли — под них уже найдены инвесторы. В случае с НПЗ кроме районных чиновников селянам будут противостоять и мощные лоббисты: судя по данным СПАРК, за проектом по строительству завода стоит “Татнефть”. Сергей Мирошников, директор департамента, отвечающего в Минрегионразвития за местное самоуправление, предупреждает, что и после 2009 г. “прямой демократии” в вопросе землеотвода не наступит, особенно если речь идет о крупных объектах. “Голосованием решать вопрос, строить дорогу или завод, нельзя”, — подчеркивает чиновник. Другое дело, что поселковую власть, которая гораздо ближе к обывателю, уже невозможно будет поставить перед фактом. Если уж областному бюджету так нужен завод, придется доказать, почему именно здесь. А теперь вот, что стало известно газете «На Днях» (из материалов коломенской газеты «Ятъ»). Цитируем : «Прошло уже около полугода с тех пор, как в деревнях узнали о намечающемся строительстве нефтезавода - об этом людей информировала маленькая заметка, вышедшая в воскресенской газете «Наше слово». С тех пор староста Степанщина Тамара Гнездилова, жители Свистягина и Санина Владимир Силин и Галина Давыдова от лица всего деревенского люда не раз слали письма в разные инстанции, начиная с Воскресенской администрации и заканчивая губернатором Подмосковья Борисом Громовым, с вопросами, касающимися строительства предприятия.
Однако исчерпывающего ответа от властей народ не смог добиться. И впервые информацию о заводе деревенские жители получили из газеты «Ятъ». После выхода публикации «Строительство нефтезавода окутали тайной». ЛУЧШЕ САЖАТЬ ОВОЩИ, ЧЕМ СТРОИТЬ ЗАВОД Жители всех трех деревень готовы бороться за родную природу. - Я прожила здесь пятьдесят один год, работала парторгом, агрономом, главным экономистом колхоза «Победа». У нас здесь всю жизнь был самый чистый воздух, и мы не хотим, чтобы его портили, - говорит жительница Санина пенсионерка Марина Савельевна Cенницкая. - Хватит того, что дорогу построили. Лесопосадочную полосу не сделали, грязь оттуда идет, шум. Скоро обещают автозаправку поставить неподалеку - опять же нас не спрашивают. А нефтезавод тут просто нельзя строить по техническим причинам: тут же газопровод проходит, не дай бог, все взорвется! Земли сельскохозяйственного назначения ни под какие предприятия пускать нельзя. Земля должна родить и кормить людей, нельзя ее разбазаривать! Галина Владимировна Болотова, воспитатель непецинской детской школы-интерната, тоже призывает всем вместе выступить против строительства завода: - Все должны собраться и высказаться против: и экологи, и деревенские жители, и воскресенские власти тоже должны нас поддержать! Здесь детские учреждения - детский дом, лагерь. Нельзя же травить детей! И так в округе достаточно вредных производств: Щуровский цементный завод, химкомбинат, в Андреевке - цементный завод, предприятие по производству пластмасс недавно рядом с нами построили.
Генеральный директор ООО «Воскресенский нефтеперерабатывающий завод» Юрий Вадимович Носков, утверждает, что завод абсолютно не повлияет на экологию района, не изменил мнения сельских жителей. Так ли необходимо, задаются вопросом сельчане, строить нефтезавод в Московской области? Ведь поблизости есть Рязанский нефтезавод, неужели он не способен удовлетворять потребности в горючем все Подмосковье? С экологической точки зрения можно ли строить нефтезавод в таком «густонаселенном» предприятиями районе? Все свои возмущения, вопросы, доводы против «подселения» нефтеперерабатывающего завода деревенские жители обстоятельно описали на двух страницах письма Владимиру Путину и Дмитрию Медведеву. Теперь они намереваются собрать подписи против строительства предприятия и отправить депешу главе государства. Президент обязательно откликнется на их обращение - в этом уверены деревенские жители. АКАДЕМИКУ СЕЛЬЧАН НЕ ПРОВЕСТИ Вместе с благодарственным письмом в адрес «Ятъ» сельчане прислали в редакцию дополнительное обращение к генеральному директору новообразованной фирмы ООО «Воскресенский нефтеперерабатывающий завод» Юрию Вадимовичу Носкову и просили нас опубликовать его в газете. Многочисленные обещания, данные Юрием Носковым в интервью «Ятъ», показались людям подозрительными. «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке», - уверены они. Вместо публикации письма Носкову кореспонденты «Ятъ» организовали личную встречу с академиком одного из лидеров инициативной группы, протестующей против строительства завода, Владимиру Николаевичу Силину. Юрий Вадимович уверял Владимира Николаевича, что завод, построенный по созданной им технологии переработки нефти методом холодного синтеза с гидроочисткой абсолютно не повлияет на экологию района. - Как только будет готов проект, а он сейчас разрабатывается во ВНИИПИ «Нефть», мы будем обязательно согласовывать его с разными инстанциями, экологами в том числе, - сказал Юрий Носков.
Как сказал Юрий Вадимович, производство бензинов станет проходить без нагревания нефти. Превращать нефть в бензин будут исключительно с помощью катализаторов. «Выбрасывать» ни в воздух, ни в воду завод ничего не будет, так как установят специальное оборудование, исключающее вообще какие-либо отходы. В частности, поставят оборотную систему воды. Именно за счет закупки оборудования, которое позволяет сделать экологически безопасное производство, произошло удорожание проекта с 1 до 3,5 млрд долларов. Юрий Носков всеми силами пытался убедить Владимира Силина, что сельчанам строительство завода принесет только блага: - Ведь Свистягино и Степанщино по плану строительства ЦКАД должны снести. Так вот, если мы «поселимся» у вас под боком, то вас оставят в покое. План ЦКАД изменят, потому что строительство нефтеперерабатывающего завода - также проект федерального уровня, как и ЦКАД. Кроме того, мы огородим населенные пункты забором: оградим вас, как родных! На 8 млрд рублей жилье построим, всяких социально-значимых объектов - всего на 350 миллионов долларов. И если люди из соседних населенных пунктов захотят у нас работать - пускай приходят. Горячие речи академика не переубедили Владимира Николаевича Силина. - Я вам честно скажу: мы все равно до последнего будем бороться, чтобы завода у нас не было! - откровенно заявил он Юрию Вадимовичу. С нами Владимир Силин поделился своими сомнениями: - Я просил у него конкретные документы, технические характеристики его уникального завода, а он мне так ничего и не показал. Он даже не знает о прохождении в этом месте газопровода, а соседство газа с нефтью может быть опасно! Юрий Вадимович сказал, что согласование с природоохранными структурами будет происходить после того, как подготовят проект непосредственно для данного места. Но разве могут власти выделять землю непонятно подо что? Без проведения предварительного экологического расследования можно ли строить завод? Считаю, что на мои вопросы я получил слишком расплывчатые ответы. И мне кажется сомнительным, почему в прошлый раз он говорил в газете, что 3 миллиона тонн будет перерабатываться, а сегодня - 3-5 миллионов. Раньше указывал стоимость завода - 1 млрд долларов, теперь - 3,5 млрд. Говорил, что на социальные нужды пойдет 20% от цены промышленного объекта, а сейчас сказал- 10%. ПРЕДЪЯВИТЕ ВАШИ ДОКУМЕНТЫ Свое мнение по этим вопросам высказали председатель Союза за химическую безопасность Лев Александрович Федоров и заведующий кафедрой химии и экологии доктор химических наук член-корреспондент РАЕН Александр Николаевич Ивашкевич. Л.А. Федоров: - Во-первых, не может быть производства абсолютно без выбросов. Во-вторых, разговоры про оборотную систему воды и о том, что весь процесс основан на катализаторах, ничего не значат. Нужна конкретика, чтобы ваш Юрий Вадимович объяснил: вот в первом цехе у меня будет происходить такой-то процесс, во втором - такой-то. Причем слова должны подтверждаться документами. И как только будет готов проект, надо собирать местных активистов - экологов, химиков, чтобы они до государственной экспертизы провели общественную. А.Н. Ивашкевич: - Мне неизвестны способы переработки нефти без термического воздействия на нее. Обычно первичная перегонка представляет собой разделение нефти по фракциям при соответствующих (достаточно высоких, 100 - 300°С) температурах. Вторичная переработка - крекинг - проводится с использованием катализаторов. Катализаторы содействуют тому, чтобы процесс крекинга происходил при достаточно низкой температуре с получением нужных продуктов. В принципе, при установке оборотной системы воды возможно полное отсутствие промышленных стоков. Для этого нужно дорогое оборудование, использование которого, в конечном счете, скажется на стоимости продукта. Возможно до минимума снизить выбросы в атмосферу. Хотя какие-то минимальные выбросы все равно неизбежны. Чтобы обсуждать этот проект, нужно посмотреть его технико-экономическое обоснование, получить ответы на вопросы - почему с экономической, естественной, экологической точек зрения, а также учитывая социальный и демографический аспекты, именно здесь необходимо разместить это предприятие. Чтобы выделили землю, началось проектирование, у предприятия должны быть соответствующие заключения экозащитных организаций с оценкой возможных экологических ущербов на основе закона РФ ООПС .
Мария Симакина. «Ятъ»…».
---
http://nadnyah.ru/2008/10/13---
Моё примечание по поводу ЦКАД: Центральная кольцевая автодорога – это проект трассы длиной 442 (520) км, пока лишь известно, что дорога пройдет по 14 районам Подмосковья. Ее основой станет существующий участок малого кольца длиной 291 километр и - на западе - участок большого подмосковного кольца (180 км).. Проектная стоимость строительства ЦКАД составляет 469 млрд рублей. Как видно из последней достуной схемы ЦКАД (ноябрь 2008г), ближайший к нам участок будет находиться в районе г. Бронницы, и т.о. новая трасса никак не может проходить в районе с. Степанщино.